Главная/Синтез пептидов на заказ/Материалы и Исследования/Гиполипидемическое и гипогликемическое действие пептида LYS-GLU-TRP-NH2 у крыс с сочетанными метаболическими нарушениями
МАТЕРИАЛЫ&ИССЛЕДОВАНИЯ
Гиполипидемическое и гипогликемическое действие пептида LYS-GLU-TRP-NH2 у крыс с сочетанными метаболическими нарушениями
В.В.Малинин, Т.Н.Саватеева-Любимова*, К.В.Сивак*
Медико-биологический научно-производственный комплекс “Цитомед”;
*ФГБУН Институт токсикологии ФМБА России, Санкт-Петербург
Журнал «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины», 2013. Том 156/№9. – С. 313-316
Скачать PDF
Изучено влияние пептида Lys-Glu-Trp-NH2 в дозах 0.2, 20 и 2000 мкг/кг на показатели липидного и углеводного обмена у крыс-самцов Вистар в комбинированной экспериментальной модели гиперлипидемии и сахарного диабета. Установлено, что трипептид в дозе 2000 мкг/кг оказывает в отношении атерогенных липопротеинов гиполипидемическое действие, уменьшает выраженность процессов ПОЛ, восстанавливает активность антиоксидантной системы и уровень ЛПВП. Применение трипептида оказывает гипогликемическое действие, способствует нормализации специфических для данной патологии морфофункциональных изменений в ткани поджелудочной железы и печени.
Нарушения липидного и углеводного обмена являются ведущими патогенетическими факторами метаболического синдрома, при котором значительно повышается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета [13].
Современная фармакотерапия метаболического синдрома направлена прежде всего на коррекцию дислипидемий и инсулинорезистентности. Однако препаратов, которые могут значимо снижать все метаболические факторы риска в течение длительного периода, в настоящее время не существует, поэтому растет интерес к стратегиям лечения, которые эффективно корригировали бы несколько факторов риска, тем самым уменьшая проблемы, связанные с полипрагмазией [12].
Анализ полифункциональных эффектов коротких пептидов позволяет выделить некоторые ключевые терапевтические мишени для этих препаратов при коррекции метаболических нарушений.
Ранее установлено, что применение в комплексном лечении больных сахарным диабетом 1-го типа пептида Glu-Trp способствовало более выраженному и стойкому снижению содержания гликиро- ванного гемоглобина А1с и уровня общего холестерина [1]. Введение пептида Lys-Glu больным сахарным диабетом 1 -го типа в стадии декомпенсации на фоне общепринятой терапии приводило к нормализации показателей коагулограммы, уменьшая или полностью устраняя явления синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови [2].
Короткие пептиды Lys-Arg-Glu-Ser и Phe-Arg- Glu-Leu, являющиеся миметиками аполипопротеи- на, воздействуют на метаболизм ЛПНП и при пероральном приеме уменьшают развитие атеросклероза у аполипопротеин Е-нокаутных мышей [14].
Результаты изучения эффективности применения глицин- и пролйнсодержащих пептидов (Рго- Gly, Pro-Gly-Pro, Pro-Gly-Arg, Gly-Pro-Arg, Arg-Pro-Gly, Pro-Giy-Pro-Arg, Pro-Gly-Pro-Leu, Arg-Pro-Gly-Pro, Phe-Pro-Gly-Pro) в экспериментальных моделях сахарного диабета 1-го и 2-го типа при различных способах введения свидетельствуют о гипогликемическом и противосвертывающем действии этих коротких пептидов [3-5,8,9,11]. Гипогликемическим действием при аллоксановом и стрептозотоци- новом диабете также обладает тетрапептид Lys- Glu-Asp-Trp-NH2 [10].
Целью данной работы являлось изучение влияния пептида Lys-Glu-Trp-NH2 при пероральном применении на показатели липидного и углеводного обмена у крыс с сочетанными метаболическими нарушениями.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Опыты были проведены на инбредных крысах- самцах Вистар (л=48) массой 220-240 г, которые были распределены на 6 групп: 1-я — интактные животные (л=8); 2-я — патология (контроль; л=8); 3-я — патология+препарат сравнения глибенкла- мид (“Фармстандарт-Лексредства”) в дозе 0.4 мг/кг (л=8); 4-я — патология+пептид Lys-Glu-Trp-NH, в дозе 0.2 мкг/кг (л=8); 5-я — патология+пептид Lys-Glu- Trp-NH,, в дозе 20 мкг/кг (л=8); 6-я — патология+ пептид Lys-Glu-Trp-NH2 в дозе 2000 мкг/кг (л=8).
Исследуемый трипептид и препарат сравнения вводили животным внутрижелудочно через зонд, предварительно растворив в стерильном растворе NaCI.
Комбинированная экспериментальная модель гиперлипидемии и сахарного диабета заключалась в следующем: после 24-часового лишения пищи (при сохраненном доступе к воде) крысам внутрибрюшинно однократно вводили раствор аллоксана в дозе 90 мг/кг, затем ежедневно в течение 20 сут — масляный раствор холестерина в дозе 40 мг/кг per os. С 11 -е по 20-е сутки от начала моделирования проводили терапию препаратами также per os (10 сут терапии). На 21-е сутки животных после наркотизации золетилом (25 мг/кг внутрибрюшинно) декапитировали с последующим сбором крови в пробирки для получения плазмы.
С помощью методов биохимического анализа в плазме крови оценивали уровень глюкозы, АлАТ, АсАТ, общего холестерина, холестерина ЛПНП, холестерина ЛПВП, коэффициент атерогенности, содержание триацилглицеридов, МДА, каталазы, коэффициент дисбаланса системы (ПОЛ—антиоксидантная система); в печени определяли содержание гликогена и гликозаминогликанов. Биохимические показатели определяли с помощью наборов фирмы “Ольвекс Диагностикум”; уровень МДА — по реакции с ТБК; гликоген в печени — после десмолиза ткани гидроксидом калия и гидролиза гликогена до глюкозы; гликозаминоглика- ны — с помощью набора фирмы “Biocolor”. Измерения проводили на мультифункциональном ри- дере “Synergy-2” (“Bio Тек Instr. Inc.”).
Для гистологического исследования кусочки печени и поджелудочной железы крыс фиксировали в 10% нейтральном формалине и после стандартной проводки через серию растворителей заливали в парафин. Срезы тканей толщиной 5-6 мкм окрашивали гематоксилином и эозином.
Статистическую обработку полученных результатов проводили с использованием пакетов программ “Excel” и “Statistica 6.0”. Различия между выборками оценивали с помощью U критерия Манна— Уитни и считали значимыми при р<0.05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
У животных контрольной группы отмечали наличие выраженной гипергликемии и увеличение активности аминотрансфераз, что характеризовало развитие метаболических нарушений как в поджелудочной железе (сахарный диабет), так и в печени (неалкогольный стеатогепатоз). Липидная нагрузка на фоне сахарного диабета сопровождалась повышением уровня общего холестерина (в 1.5 раза) и холестерина ЛПНП (в 3 раза), триацилглицеридов (в 2.5 раза) и снижением концентрации холестерина ЛПВП (в 1.3 раза; табл. 1). Это приводит в данных условиях эксперимента к повышению атерогенности плазмы крови (в 4 раза), что наряду с нарушениями функции эндотелия сосудов при сахарном диабете лежит в основе патогенеза сосудистой патологии при метаболическом синдроме, а образованные в результате липолиза свободные жирные кислоты нарушают периферическую утилизацию глюкозы.
Глибенкламид существенно улучшал состояние липидного обмена. На фоне терапии происходило умеренное снижение абсорбции холестерина в кишечнике, что сопровождалось значимым отличием показателей общего холестерина, холестерина ЛПНП, триацилглицеридов и коэффициента атерогенности от таковых у крыс контрольной группы.
Терапия пептидом Lys-Glu-Trp-NH2 в различных дозах также приводила к улучшению липидного обмена (для всех изученных доз в отношении показателя общего холестерина), но наиболее значимыми были снижение показателя атерогенности плазмы крови и нормализация уровня холестерина ЛПВП на фоне введения дозы 2000 мкг/кг. По своей активности пептид в этой дозе превосходил действие препарата сравнения глибенклами- да (табл. 1).
Терапия глибенкламидом достоверно уменьшала выраженность гипергликемии, однако уровень глюкозы в крови не достигал нормальных значений. По влиянию на функцию печени глибенкламид несколько снижал лишь повышенную активность АлАТ, не оказывая влияния на активность АсАТ.
Введение животным пептида Lys-Glu-Trp-NH2 также приводило к снижению уровня глюкозы в крови, что может рассматриваться как наличие существенного противодиабетического действия. При этом действие пептида в дозе 2000 мкг/кг было сопоставимо с глибенкламидом. Для три- пептида была установлена четкая дозовая зависимость снижения гипергликемии: максимальное снижение уровня глюкозы при применении в дозе 2000 мкг/кг (табл. 1).
Таблица 1. Влияние пептида Lys-Glu-Trp-NH2 на биохимические показатели в плазме крови крыс с сочетанными нарушениями липидного и углеводного обмена
Примечание. КА — коэффициент атерогенности, АОС — антиоксидантная система. Здесь и в табл. 2: р<0.05 по сравнению с показателями *интактной, +контрольной групп, °с пептидом в дозе 0.2 и 20 мкг/кг, хс глибенкламидом.
В отличие от препарата сравнения исследуемый пептид в дозе 2000 мкг/кг оказывал позитивное воздействие на нарушенные функции печени.
Метаболические нарушения, особенно при сахарном диабете, сопровождаются активацией процессов свободнорадикального окисления.
У крыс контрольной группы в плазме крови были выявлены умеренное увеличение уровня конечного продукта ПОЛ МДА и снижение активности фермента антиоксидантной защиты каталазы с 6-кратным увеличением коэффициента дисбаланса ПОЛ—антиоксидантная система.
Гипогликемическая терапия глибенкламидом лишь в незначительной степени снижала накопление МДА (в 1.1 раза) и увеличивала активность каталазы (в 1.4 раза) по сравнению с контрольной группой. При этом коэффициент дисбаланса ПОЛ— антиоксидантная система снижался в 1.6 раза. Таким образом, противодиабетический препарат гли- бенкламид обладал незначительным антиоксидантным действием, которое связано скорее всего с блокированием процессов всасывания липидов в кишечнике и снижением выраженности гликемии.
Терапия исследуемым трипептидом (особенно в дозе 2000 мкг/кг) способствовала снижению уровня МДА и выраженному увеличению активности каталазы (практически до уровня интактных животных), значимому снижению коэффициента дисбаланса ПОЛ—антиоксидантная система (табл. 1).
Гипергликемия при метаболическом синдроме приводит к активации синтеза протеогликанов в печени. При этом в условиях сахарного диабета запасы гликогена в гепатоцитах снижаются до минимального уровня.
В контрольной группе животных уровень гликогена в печени был снижен в 18 раз по сравнению со здоровыми крысами. Накопление протеогликанов приводило к повышению уровня гликозаминогликанов в 1.3 раза по сравнению с интактными животными (табл. 2).
Таблица 2. Влияние пептида Lys-Glu-Trp-NH2 на уровень гликогена и гликозаминогликанов в печени крыс с сочетанными нарушениями липидного и углеводного обмена
В группе животных, получавших глибенкламид, отмечались умеренное увеличение запасов гликогена печени и слабое угнетение накопления гликозаминогликанов. Это согласуется с данными о влиянии глибенкламида на функцию гепатоцитов.
У крыс, которым вводили разные дозы пептида, отмечали дозозависимое увеличение уровня гликогена в гепатоцитах: сравнимое с действием глибенкламида при дозе 0.2 мкг/кг, превосходящее действие препарата сравнения в 2.8 раза при дозе 20 мкг/кг, почти в 5 раз при дозе 2000 мкг/кг (табл. 2). Однако полной нормализации содержания гликогена в печени не наблюдалось.
Значимое действие на уровень гликозаминогликанов в печени зарегистрировано лишь на фоне введения трипептида в дозе 2000 мкг/кг. При данном курсе терапии степень нарушения синтеза и распада гликозаминогликанов в печени была минимальной по сравнению с остальными группами, что также согласуется с полученными нами результатами в отношении показателей углеводного обмена в крови.
Гистологическое исследование срезов тканей печени и поджелудочной железы показало, что пептид Lys-Glu-Trp-NH2 оказывает положительное действие на их морфологическую структуру на фоне метаболических нарушений. При оценке морфологической картины у животных, получавших экспериментальную терапию, максимальный позитивный эффект был выявлен при применении трипептида в дозе 2000 мкг/кг в виде сохранения размеров и количества (3-клеток поджелудочной железы.
В предыдущих исследованиях было установлено, что короткие пептиды при пероральном применении способствуют восстановлению структурнофункционального состояния органов дуоденохо- ледохопанкреатической зоны [6,7]. Ведущая роль в этих процессах, вероятно, принадлежит воздействию на механизмы нейроиммуногуморальной регуляции метаболических процессов в клетках этих органов.
Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о гиполипидемическом и гипогликемическом действии пептида Lys-Glu-Trp-NH2 при пероральном применении, что обусловлено прежде всего его стимулирующим влиянием на процессы репаративной регенерации клеток поджелудочной железы и печени, нормализацией активности системы антиоксидантной защиты организма.
Литература:
- Жук ЕЛ.. ГаленокВА.//Тер. архив. Т. 68. № 10. С. 12-14.
- Кузник Б.И., Колесниченко Л.Р., Ключерева Н.Н. и др. // Успехи геронтол. 2006. Вып. 19. С. 107-115.
- ЛяпинаЛ.А.,АндрееваЛ.А., Ульянов А.М. и др. //Тромбоз, гемостаз и реология. 2011. № 2. С. 53-58.
- Ляпина Л.А., Пасторова В.Е., Мясоедов Н.Ф. и др. // Вопр. биол., мед. и фармацевт, химии. 2011. № 4. С. 5-9.
- Оберган Т.Ю., Ромее ДЛ., Ляпина Л. А. //Бюл. экспер. биол. 2011. Т. 152, № 8. С. 144-147.
- Саватеева-Любимова Т.Н., Сивак К.В., Малинин В.В. Ц Экспер. и клин, фармакол. 2012. Т. 75, № 2. С. 17-21.
- Тутелъян В.А., Хавинсон В.Х., Малинин В.В. // Бюл. экспер. биол. 2003. Т. 135, № 1. С. 4-10.
- Ульянов А.М., ЛяпинаЛ.А., Оберган Т.Ю. идр.//Изв. РАН. Сер. биол. 2009. № 6. С. 740-744.
- Ульянов А.М.,ЛяпинаЛА., Шубина ТА.//Вопр. биол., мед. и фармацевт, химии. 2005. № 4. С. 19-21.
- ХавинсонВ.Х., Малинин В.В. //Мед. акад.журн. 2008. Т. 8. № 1. С. 145-151.
- Шубина Т.А., Мясоедов Н.Ф., Андреева Л.А. и др. // Бюл. экспер. биол. 2012. Т. 153, № 3. С. 304-307.
- Grundy S.M. //Nat. Rev.DrugDiscov.2006. Vol.5,N Р. 295-309.
- Grundy S.M. // Am. Coll. Cardiol. 2012. Vol. 59, N 7. P. 635-643.
- Navab M„ Anantharamaiah G.M., Reddy S.T. et al // Circ. Res. 2005. Vol. 97, N 6. P. 524-532.
Скачать PDF
Назад к списку